7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

Categories:

Ульяновск. Императорский мост. Был открыт к 300-летию дома Романовых

Императорский мост через Волгу, Ульяновск. Фото Виталий Крючков
«Императорский мост» через реку Волгу в Ульяновске был построен в 1913—1916 годах и изначально был только железнодорожным. Автор проекта моста стал инженер Николай Аполлонович Белелюбский, при участии инженеров А. П. Пшеницкого, О. А. Маддисона.
Ульяновск. Авто-железнодорожный «Императорский» мост
Из истории строительства моста
Вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу возник в конце 19 века, после того, как в Симбирск (ныне Ульяновск) была построена железная дорога.
Для переправы через Волгу грузы пришлось вытаскивать из вагонов, а затем переправлять по льду, а летом на баржах до следующей железнодорожной станции и снова грузить в вагоны.

Решение о строительстве моста было принято премьер-министром России П.А. Столыпиным во время его визита в Симбирск 24 сентября 1910 года.
В конце 1910 года император Николай II подписал постановление о строительстве моста через Волгу сметной стоимостью 15 миллионов рублей. Все газеты России писали, что это будет крупнейший железнодорожный мост Европы.
Строительство моста началось 3 марта 1913 года.
[Spoiler (click to open)]
Стальные конструкции изготавливались на Юзовском заводе (ныне — Донецк) и собирались на месте. Гранит для облицовки опор — с Урала, бутовый камень добывался в Симбирской губернии. Впервые в мировой практике пролетные строения были выполнены из кованого железа. При строительстве использовались мостовые краны, кессонные камеры для подводных работ и другая техника, но применялся и ручной труд. Например, вручную было установлено около миллиона заклепок. В разгар работ в штатном расписании Управления по сооружению моста числились 4 тысячи человек.

7 июля 1914 года на стройке произошел пожар, в результате которого обрушилась третья ферма, повреждены первая и вторая. Его причиной стало то, что на одной из ферм производились работы по склепке. Раскаленная клепка упала в мусор, щепы и другие горючие материалы на лесах, который загорелись.

29-31 мая 1915 года произошел оползень со стороны правого берега реки Волги, что также задержало строительство. Оползень разрушил восемь уже построенных опор, аркады на подходе к мосту, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге.

Торжественное открытие моста состоялось 5 октября 1916 года, а постоянное движение началось с 18 октября.
Поскольку в это время проходило празднование 300-летия дома Романовых, то мосту дали название Императорский.
Мост был сдан в эксплуатацию сразу после окончания строительства Романовского железнодорожного моста в районе Зеленодольска (Татарстан).
По конструкции оба моста были идентичны, но Императорский длиннее.

При наполнении Куйбышевского водохранилища в 1952-1958 годы, образованном строительством Куйбышевской ГЭС, мост был реконструирован и приподнят по причине подъёма уровня воды в Волге.
Также по нему было пущено автомобильное движение, с северной стороны моста. Открытие обновленного моста состоялось 10 августа 1958 года.

В 2003—2008 годах проводилась реконструкция моста, в ходе которой была проведена замена всех дореволюционных пролетных строений конструкции Белелюбского (полукруглых) на современные прямоугольные, а также происходил ремонт тела опор и устоев моста.


Общая длина моста — 2111 метров (2,11 км). В настоящее время по мосту осуществляется железнодорожное движение (Куйбышевская железная дорога), а также автомобильное сообщение, включая городской общественный транспорт.
Движение пешеходов по мосту запрещено. С левой и правой сторон моста установлены консоли ЛЭП.

Глубина Волги в районе правого берега с северной стороны составляет 26 метров, с южной стороны там же — 32,4 метра.
В районе левого берега с северной стороны — 24 метра, с южной — 12 метров.
Глубина в районе судоходного пролета моста составляет 26,1 метра с севера, и 32,4 — с южной.

Габаритная высота судоходного пролета моста составляет 13,8 метра — это самый малый габарит среди волжских мостов.

Осенью 2009 года в 5 км выше по реке Волге был открыт автодорожный мост, строившийся с 1986 года и получивший название «Президентский мост».
Крушение теплохода «Александр Суворов» в 1983 году
Вечером 5 июня 1983 года пассажирский теплоход «Александр Суворов», следовавший вверх по реке Волге рейсом Ростов-на-Дону — Москва, из-за халатности экипажа зашел в несудоходный пролет моста, в результате чего произошел удар об конструкции моста надстройкой судна, со стороны железнодорожных путей.
На теплоходе были снесены ходовая рубка и кинозал.
Получил повреждение и сам мост: пролетное строение моста было смещено на 40 сантиметров, а из-за удара сошел с рельс следовавший в это время по мосту грузовой поезд, в результате чего часть груза обрушилась на находившееся внизу судно.

В катастрофе погибло 176 человек. Подробнее о причинах и последствиях.
[Spoiler (click to open)]

5 июня 1983 года, пассажирский теплоход "Александр Суворов" врезался в железнодорожный мост через Волгу, по которому шел грузовой состав.
В 22.45 теплоход на полном ходу зашел под несудоходный восьмой пролет моста через Волгу, верхними палубными надстройками задев конструкцию.
В результате у судна была полностью снесена рубка, отсек, в котором располагался кинозал, срезаны дымовые трубы.
Из‑за столкновения пролетное строение железнодорожного моста весом более 1,5 тысячи тонн было смещено на 40 сантиметров, сместилось и железнодорожное полотно.
В это время по мосту со скоростью 70 километров в час следовал грузовой поезд весом 3 тысячи 300 тонн, 11 из 53 вагонов состава, в которых находились зерно, уголь и бревна, сошли с рельсов, часть груза обрушилась на корабль.

Цитата


В результате погибли 176 человек.
В настоящее время теплоход «Александр Суворов» и мост восстановлены, а в память о жертвах трагедии перед мостом, с северной стороны у правого берега, 31 мая 2000 года был установлен 12-метровый православный крест. Освящение креста памяти состоялось 5 июня 2000 года.


Вид на мост при движении вниз по Волге (северная сторона). Полукруглые фермы — дореволюционной установки. 2006 год. Фото: Андрей Урицк



Вид на мост при движении вниз по Волге (северная сторона). 2006 год. Фото: Андрей Урицк


Вид на мост при движении вверх по Волге (южная сторона). 2012 год. Фото: Михаил Архипов


Вид на мост из центра Ульяновска, от Ленинского мемориала. 2006 год. Фото: Михаил Архипов



Вид на мост из центра Ульяновска, с горы Венец. Полукруглые фермы справа — дореволюционной установки 2006 год. Фото: Андрей Урицк


Автополоса и железная дорога. Вид с правого берега. 2009 год. Фото: Михаил Архипов


Автодорога в 2 полосы. 2009 год. Фото: Михаил Архипов



Крест в память о жертвах катастрофы теплохода «Александр Суворов». 2012 год. Фото: Михаил Архипов

Источник:
КруизерРУ.png

А также фото и цитата
Tags: Волга, Волжско-Камский каскад водохранилищ, Императорский мост, Куйбышевское водохранилище, Россия, Ульяновск, авария, география, история, лоция, мост, навигация, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments