7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

Category:

Красноярский судоподъёмник – уникален, не имеет аналогов в России.. И почти не задействован

Красноярский судоподъёмник – уникальное гидротехническое сооружение в составе Красноярского гидроузла на р.Енисей, позволяющее судам преодолевать разницу в уровнях воды ниже и выше Красноярской ГЭС.
Не имеет аналогов в России: на всех других гидроэлектростанциях для преодоления плотины используется шлюзование.


Судоподъёмники – сложные и порой уникальные механизмы, позволяющие поднимать и спускать огромные корабли с одного уровня водного пути на другой; их стоимость намного выше стоимости организации шлюза, поэтому в мире насчитывается всего лишь около 60 судоподъёмников различных конструкций: «Фолкерк Вилл» (канал Глазго – Эдинбург, Шотландия, 2002; единственный в мире судоподъёмник вращающегося типа), Стрепи-Тьё (Центральный канал, Бельгии, 2002; самый высокий парный судоподъёмник в мире), Сен-Луи – Арзвиллер (канал Марна-Рейн, Франция; наклонный судоподъёмник, заменяющий 17 шлюзов), судоподъёмник в составе гидроузла «Три Ущелья» (Китай, строится; после ввода в эксплуатацию станет крупнейшим в мире) и другие.


Проект судоподъёмника в составе Красноярского гидроузла был разработан в институте «Ленгидропроект», рабочая документация для уникальных механизмов самоходного судоподъёмника – в конструкторском бюро «Ленгидросталь».

Строительство Красноярского судоподъёмника началось в 1963 г. и длилось более 10 лет. Строительство было вызвано необходимостью восстановления судоходства и интенсивного грузопотока по Енисею, прекращённых в связи с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС.
Кроме того, необходимо было обеспечить доставку водным транспортом разнообразных грузов для строительства выше по течению Саяно-Шушенского гидроузла – в первую очередь рабочих колёс гидротурбин для самой крупной отечественной гидроэлектростанции.

Опытная эксплуатация Красноярского судоподъёмника началась в 1976 г.
После выполнения доводочных работ и приёмки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъёмник с 1982 г. находится в постоянной эксплуатации.
Судоподъёмник расположен в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции высотой 124 м к левому берегу Енисея.

Красноярский судоподъёмник представляет собой особый тип судопропускного устройства, принципиально отличный от общеизвестных судоходных сооружений (например, шлюзов), и относится к типу продольно-наклонных, двухскатных судоподъёмников с поворотным устройством и самоходной судовозной (судоподъёмной) камерой, заходящей в воду обоих бьефов.

Способ транспортировки судов – на плаву, при глубинах воды в камере до 2,2 м и максимальном напоре 98,0 м.
Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, самого подъёмника и поворотного круга.

Подъёмник представляет собой платформу с судовозной камерой, перемещающейся по рельсовому пути с шириной колеи 9 м и имеющей зубчатое зацепление.
Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги.
Перепад уровней между нижним и верхним бьефом 104 м; скорость движения подъемника 20 м/мин, или 1,2 км/ч.
Вес судоподъёмной камеры без воды составляет 4500 т.

Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов.

Судоподъёмник транспортирует суда грузоподъёмностью до 1500 т, габаритами 78×15 м и осадкой в 1,9 м.
Полная эксплуатационная длина с подводными участками 1510 м.
Перевод судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку осуществляется поворотным устройством длиной 104,6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей 20 м/мин.

Одной из определяющих основ сооружения является заход судовозной камеры по наклонным путям непосредственно в воду, благодаря чему судопропуск осуществляется при значительных колебаниях уровня воды в бьефах.

При уклоне судовозных путей 1:10 высота подъёма камеры по нижнему наклонному пути составляет до 118 м, по верхнему до 30 м.

Для погрузки судна в подъёмник платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде; судно транспортируется «на плаву».
В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник.

Судоподъёмник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются в железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные; вспомогательные – из алюминиевых сплавов. Судоподъёмник оснащён автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.


В советское время подъёмник работал в течение всего навигационного периода на Енисее.
На самоходный судоподъёмник возлагались большие надежды, но судоходство в верховьях Енисея сократилось, и в настоящее время этот механизм почти не задействован.
Ныне официальный период навигации, в течение которого любые суда могут быть перевезены судоподъёмником через плотину Красноярской ГЭС, длится, как правило, с 1 сентября по 1 октября, когда производится вывоз сельхозпродукции с верховьев Енисея, из Хакасии, и пропуск судов к местам зимнего отстоя.
Но фактически эксплуатация судоподъёмника начинается с середины мая (в зависимости от погодных условий) и заканчивается в конце сентября; в этот период происходят платные перевозки судов (разовые пропуски) на договорной основе.

Из всех судовладельцев на Енисее, а их около 450, регулярно пользуются Красноярским судоподъёмником только Енисейское речное пароходство (для перевозки грузов) и частные владельцы скоростных яхт и катеров (для переброски их в Красноярское водохранилище).

Красноярский судоподъёмник был активно задействован в ходе восстановления здания Саяно-Шушенской ГЭС, пострадавшей в результате аварии в августе 2009 г.
ОАО «РусГидро» в 2011 г. в рамках реализации второго этапа восстановления ГЭС, в ходе которого в машинном зале станции необходимо было установить новые гидроагрегаты, осуществило транспортировку из Санкт-Петербурга первой партии тяжеловесных крупногабаритных узлов общим весом 537 т.

Транспортировка оборудования осуществлялась единственно возможным способом – по воде.
Груз проследовал из Санкт-Петербурга от причала, принадлежащего Ленинградскому металлическому заводу, далее по Ладожскому и Онежскому озёрам; через Беломорско-Балтийский канал вышел в Белое море, а затем, преодолев Северный морской путь, добрался до Енисея.
Общая протяжённость этого маршрута – около 6500 км.
В Красноярском речном порту оборудование перегрузили на речную баржу, которой было необходимо преодолеть судоподъёмник Красноярской ГЭС, что и было успешно осуществлено в августе 2011 г.


Технические параметры судоподъёмника:
- расчётная грузоподъёмность судна до 1500 т;
- полезные габариты судовозной камеры: длина 90 м, ширина 18 м, глубина 2,2 м;
- общие габариты судовозной камеры: длина 113 м, ширина 26 м,
- максимальная высота 20 м;
- масса камеры без воды 4500 т, с водой и судном 8 100 т;
- перепад уровней между нижним и верхним бьефом 104 м;
- длина «сухого» пути 1180 м;
- полная эксплуатационная длина с подводными участками 1510 м,
- скорость 1 м/с, тяга 850 т;
- предельные размеры транспортируемого судна – длина 80 м, ширина 17 м, осадка 1,86 м.

Источник:
НАУЧНО- ПОПУЛЯРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


И видео, на котором видно как судоподъёмник работает:


Tags: ГЭС, Енисей, Красноярск, Красноярская ГЭС, Красноярский край, Сибирь, водохранилище, география, лоция, навигация, река, судоподъемник, флот, шлюз
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment