7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

Category:

Кочетовский гидроузел на Дону. Построеный в годы Первой мировой..

Вид на новый (слева) и старый шлюз при движении вниз. 2008 г. Фото: Михаил Архипов

Кочетовский гидроузел расположен на реке Дон (3004,8 км Единой глубоководной системы) в Ростовской области, между Константиновским гидроузлом, находящемся на 31 км выше по течению, и Ростовом-на-Дону, к юго-востоку от станицы Кочетовская и к северу от города Семикаракорск. Однокамерный шлюз и плотина были построены в 1920 году как гидроузел №1 Северско-Донецкой шлюзованной системы.

Гидроузлы на реке Дон

Строительство Кочетовского гидроузла связано со запуском в 1914 году Северско-Донецкой шлюзованной системы, предназначенной для вывоза каменного угля Донбасса в регионы Азово-Черноморского бассейна.
Кочетовский гидроузел, в состав которого входила плотина и шлюз, был предназначен для обеспечения необходимых глубин на Дону, включая подпор до устья реки Северский Донец, где были расположены остальные шесть гидроузлов системы.

Строительство шлюза на Северском Донце началось в 1911 году, а завершилось в 1914-м. Официальное открытие Северско-Донецкой шлюзованной системы состоялось 5 июля 1914 года, за несколько недель до начала Первой мировой войны.
Из-за нее строительство Кочетовского гидроузла шло с 1914 по 1919 годы. Строительство Кочетовского гидроузла осуществлялось в годы Первой мировой войны, в том числе с использованием труда военнопленных — немцев, австрийцев и венгров.
Максимальная их численность доходила до 2356 человек.

Первые суда через шлюз прошли весной 1920 года. Официальным днем ввода гидроузла в эксплуатацию принято считать 3 июля 1920 года. За первую навигацию через гидроузел было прошлюзовано 767 судов.

После ввода в эксплуатацию Волго-Донского канала габариты Кочетовского шлюза стали серьёзным препятствием для судоходства, так как новые суда, достигавшие в длину 130—140 метров, в камеру шлюза просто не помещались.
Работы по модернизации шлюза были начаты в середине 1950-х годов, а завершены в 1969 году. В те же годы в комплекс сооружений Кочетовского гидроузла была включена возведённая на месте дополнительного отверстия трёхпролётная водосливная плотина с рыбопропускным шлюзом.


В настоящее время длина камеры шлюза составляет 145 метров, ширина — 17,04 метра, глубина на нижнем пороге 3,9 метра, а на верхнем — 6,45 метров.

К 1990-м годам шлюз Кочетовского гидроузла снова устарел, и было принято решение построить рядом со старой камерой новый современный шлюз стандартных габаритов.
Первоначальный проект строительства второй нитки шлюза был разработан «Гипроречтрансом» ещё в 1990 году, но к его реализации приступили лишь в 2001 году.
Государственный контракт на строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла был подписан 24 мая 2004 года.
28 марта 2008 года было получено разрешение Ространснадзора на эксплуатацию новой нитки шлюза, а в апреле через новый шлюз прошло первое грузовое судно.
19 июня 2008 года новый шлюз был принят в эксплуатацию.

Параметры второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла: протяжённость вместе с подходными каналами — 2 км, причально-направляющих сооружений — 1,5 км. Габариты камеры шлюза: длина — 156,6 метров, ширина —18 метров, высота от днища — 12,4 метров, глубина на пороге шлюза — 5 метров.
Строительство новой нитки (слева) и вид на камеру шлюза. 2006 г. Фото: Андрей Урицк

Старая камера Кочетовского шлюза, вид при заходу сверху. 2006 г. Фото: Андрей Урицк

Старая камера Кочетовского шлюза, вид при заходу снизу. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев

Строительство новой нитки Кочетовского шлюза. 2006 г. Фото: Андрей Урицк

Камера новой нитки Кочетовского шлюза. 2008 г. Фото: Михаил Архипов

Диспетчерская шлюза. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев

Новая камера Кочетовского шлюза, вид при заходу снизу. 2013 г. Фото: Владислав Прокофьев

Вид на старый (слева) и новый шлюз при движении вверх. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев

Плотина Кочетовского гидроузла. Фото: Владислав Прокофьев


Источник:
КруизерРУ.png
Кочетовский гидроузел на реке Дон (Ростовская область)


Tags: Азовское море, ВДСК, Волго-Донской канал, Дон, Константиновский ГУ, Кочетовский ГУ, Николаевский ГУ, Северо-Донецкая шлюзованная система, Северский Донец, Черное море, война, география, история, канал, первая мировая, приток, река, шлюз
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments