7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

Categories:

Волго-Донской канал. Чапурниковская лестница. 9 км пути. Шесть шлюзов. Разница уровней 50 м.

Шлюз № 4 Волго-Донского судоходного канала
С четвертого шлюза Волго-Донского канала начинается Чапурниковская лестница шлюзов, где на расстоянии в 9 км расположены шесть шлюзов (№4 — №9), в которых суда поднимаются на 50 метров.

Шлюз №4 Волго-Донского судоходного канала территориально расположен в Волгоградской области, рядом с поселком Имени XIX партсъезда, входящим в состав Волгограда, на Волжском склоне канала.

Расстояние между шлюзом №3 и шлюзом №4 — 7,8 км.

Тип шлюза — однокамерный, однониточный. Габариты камеры шлюза: длина —145 метров, ширина — 18 метров, глубина — 4 метра. Среднее время шлюзования, от входа до выхода, составляет 30 минут.

На торцах зданий шлюза со стороны нижнего бьефа (реки Волги) установлены два крупных чугунных барельефа с изображением снопов, гирлянд и других декоративных элементов.
Главным мотивом фасадов, обращенных в сторону камеры шлюза, являются четырех-колонные портики с балконами. По бокам каждого портика на стене установлены небольшие барельефы. Верхние и нижние площадки связаны наружными лестницами, идущими по земляным откосам вдоль зданий.

С четвертого шлюза Волго-Донского канала начинается Чапурниковская лестница шлюзов, где на расстоянии в 9 км расположены шесть шлюзов (№4 — №9), в которых суда поднимаются на 50 метров.

Расстояние между шлюзом №4 и шлюзом №5 — 1,9 км.
Вид на нижней башни шлюза №4 при движении от шлюза №3 (со стороны Волги). Фото: Андрей Урицк, 2006 г.

Шлюзы оборудованы устройством для защиты ворот от навала судов: поперек камеры у ворот натягивается мощный металлический канат, который потом поднимается специальной стрелой.
Фото: Андрей Урицк, 2006 г.

Вид на камеру шлюза №4 при движении от шлюза №3 (со стороны Волги). Фото: Михаил Архипов, 2008 г.

Вид на шлюз №4 при движении от шлюза №5 (со стороны Дона). Фото: Андрей Урицк, 2006 г.

Шлюз № 5 Волго-Донского судоходного канала

Шлюз №5 Волго-Донского судоходного канала территориально расположен в Волгоградской области, рядом с поселком Южный, входящем в состав Волгограда, на Волжском склоне канала, на так называемой Чапурниковской лестнице (шлюзов), где на расстоянии в 9 км расположены шесть шлюзов (№4 — №9), в которых суда поднимаются на 50 метров.
Расстояние между шлюзом №4 и шлюзом №5— 1,9 км.
[Spoiler (click to open)]
Тип шлюза — однокамерный, однониточный. Габариты камеры шлюза: длина —145 метров, ширина — 18 метров, глубина — 4 метра. Среднее время шлюзования, от входа до выхода, составляет 30 минут.

На шлюзе со стороны нижнего бьефа (реки Волги) на торцах зданий установлены барельефы, посвященные героике труда советского народа. Важным элементом композиции фасада являются эркеры на вторых этажах, симметрично выходящие в сторону камеры. На первых этажах размещены полуциркульные окна, которые украшены металлическими решетками.

Расстояние между шлюзом №5 и шлюзом №6 — 2,55 км.

Вид на камеру шлюза №5 при движении от шлюза №6 (со стороны Дона). Фото: Андрей Урицк, 2006 г.


Шлюз № 6 Волго-Донского судоходного канала

Шлюз №6 Волго-Донского судоходного канала территориально расположен в Волгоградской области, на Волжском склоне канала, на так называемой Чапурниковской лестнице (шлюзов), где на расстоянии в 9 км расположены шесть шлюзов (№4 — №9), в которых суда поднимаются на 50 метров.
Расстояние между шлюзом №5 и шлюзом №6— 2,55 км.
[Spoiler (click to open)]
Тип шлюза — однокамерный, однониточный. Габариты камеры шлюза: длина —145 метров, ширина — 18 метров, глубина — 4 метра. Среднее время шлюзования, от входа до выхода, составляет 30 минут.

На торцах нижних голов шлюза установлены ростры из листовой стали. Над рострами помещены барельефы, посвященные водному транспорту. Фасады зданий, обращенные в сторону камеры шлюза, имеют на втором этаже балконы с крупными полуциркульными проемами.

Расстояние между шлюзом №6 и шлюзом №7 — 1,37 км.
Вид при выходе из камеры шлюза №6 в сторону шлюза №7. Фото: Андрей Урицк, 2006 г.

Шлюз № 7 Волго-Донского судоходного канала

Шлюз №7 Волго-Донского судоходного канала территориально расположен в Волгоградской области, рядом с поселком Соляной, входящим в состав Волгограда, на Волжском склоне канала, на так называемой Чапурниковской лестнице (шлюзов), где на расстоянии в 9 км расположены шесть шлюзов (№4 — №9), в которых суда поднимаются на 50 метров.
Расстояние между шлюзом №7 и шлюзом №6 — 1,37 км.
[Spoiler (click to open)]

Тип шлюза — однокамерный, однониточный. Габариты камеры шлюза: длина —145 метров, ширина — 18 метров, глубина — 4 метра. Среднее время шлюзования, от входа до выхода, составляет 30 минут.

В торцы зданий нижней и верхней голов шлюза вкомпонованы двухколонные портики. На втором этаже размещены эркеры. Во всех окнах установлены металлические решетки художественного литья. Наземные здания нижних голов шлюза повторяют архитектуру сооружений шлюза № 11.

Расстояние между шлюзом №7 и шлюзом №8 — 0,97 км (970 метров).

Шлюз № 8 Волго-Донского судоходного канала
Шлюз №8 Волго-Донского судоходного канала территориально расположен в Волгоградской области, рядом с поселком Соляной, входящим в состав Волгограда, на Волжском склоне канала, на так называемой Чапурниковской лестнице (шлюзов), где на расстоянии в 9 км расположены шесть шлюзов (№4 — №9), в которых суда поднимаются на 50 метров.

Расстояние между шлюзом №8 и шлюзом №7— 0,97 км.
Участок канала между шлюзами проходит по полям сражений Гражданской войны, о чём повествует мемориальная доска на шлюзе № 8.
[Spoiler (click to open)]

На торцах зданий шлюза со стороны нижнего бьефа установлены на специальных постаментах крупные чугунные горельефы, посвященные историческим событиям гражданской войны (скульптор М. Н. Смирнов).
На щите левого горельефа сделана надпись: «Из этого района 15 июля 1918 г. началось успешное наступление частей Царицынского фронта на юг против белогвардейцев».
На правом щите написано: «Здесь в 1918 г. Донецко-Морозовская дивизия, сформированная из рабочих Донбасса, героически сражались с белогвардейцами».

Тип шлюза — однокамерный, однониточный. Габариты камеры шлюза: длина —145 метров, ширина — 18 метров, глубина — 4 метра. Среднее время шлюзования, от входа до выхода, составляет 30 минут.

Расстояние между шлюзом №8 и шлюзом №9 — 1,3 км.
Трассу канала пересекает железнодорожный мост.

Шлюз № 9 Волго-Донского судоходного канала
Шлюз №9 Волго-Донского судоходного канала территориально расположен в Волгоградской области, на Волжском склоне канала, на так называемой Чапурниковской лестнице (шлюзов), где на расстоянии в 9 км расположены шесть шлюзов (№4 — №9), в которых суда поднимаются на 50 метров.
[Spoiler (click to open)]
Тип шлюза — однокамерный, однониточный. Габариты камеры шлюза: длина —145 метров, ширина — 18 метров, глубина — 4 метра. Среднее время шлюзования, от входа до выхода, составляет 30 минут.

Расстояние между шлюзом №9 и шлюзом №8— 1,3 км.
Трассу канала между шлюзами пересекает железнодорожный мост.

Расстояние между шлюзом №9 и шлюзом №10 — 25,56 км.
Между шлюзами находится Варварское водохранилище.


За шлюзом №9, рядом с селом Червлёное, расположено аварийно-ремонтное заграждение (АРЗ-141). Оно необходимо для того, чтобы в случае необходимости отделить Варварское водохранилище от шлюзов Волжской лестницы.

Место их расположения — самая высокая часть канала.
На участке канала между шлюзами №9 и №10 расположено два моста: железнодорожный мост и Ивановский автодорожный мост.

Шлюз № 9 завершает собой Волжский, а шлюз № 10 открывает Донской склоны канала.

Шлюзы фиксируют начало и конец водораздельного участка канала — Варваровского водохранилища.
Такое особое месторасположение этих шлюзов привело к более выразительному архитектурному решению их наземных сооружений.
В соответствии с этим решением здания нижней головы шлюза № 9 выполнены в виде колоннад, обращенных в сторону камеры шлюза, которые воспринимаются как пропилен. Здания верхней головы этого шлюза, обозреваемые далеко с Варваровского водохранилища, решены в прямоугольных формах с устройством на них круглых колоннад, завершенных чугунными эмблемами.
По своему архитектурному оформлению шлюз №9 идентичен шлюзу №12.


Источник:
КруизерРУ.png
Шлюз № 4 Волго-Донского судоходного канала
Шлюз № 5 Волго-Донского судоходного канала
Шлюз № 6 Волго-Донского судоходного канала
Шлюз № 7 Волго-Донского судоходного канала
Шлюз № 8 Волго-Донского судоходного канала
Шлюз № 9 Волго-Донского судоходного канала
Tags: ВДСК, Варваровское водохранилище, Волга, Волго-Донской канал, Волгоград, Дон, Россия, Чапурниковская лестница, Шлюз №4 ВДСК, Шлюз №5 ВДСК, Шлюз №6 ВДСК, Шлюз №7 ВДСК, Шлюз №8 ВДСК, Шлюз №9 ВДСК, география, канал, лоция, навигация, поселок 6-9, река, флот, шлюз
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments