7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

Category:

Сайменский канал.

Первая попытка соединить озеро Сайма в Финляндии с Финским заливом при помощи Сайменского канала относится ко времени между 1500 и 1511 годами, когда губернатор Выборга Эрик Туресон Бьелке выступил с этой мыслью.
Вторая же попытка относится к 1600 годам, когда были сделаны две выемки, из которых одна была известна под названием выемки Понтуса, в память полководца де-ла-Гарди.
Позже предлагается еще один план. В царствование Екатерины II, поскольку река Вуокса соединяет озеро Сайма с Ладожским озером, предлагалось устроить удобное соединение, в обход Иматры.
Но огромные расходы, которые требовались на эти работы, удержали от приведения в исполнение этого плана.
После русско-шведской войны 1808–1809 годов Финляндия из состава Швеции перешла в состав Российской империи как Великое княжество Финляндское.
В 1826 году на заседании городских судов Саволакса и Карелии решено было отправить в Санкт-Петербург депутацию крестьян к только что вступившему на престол императору Николаю I, чтобы тот нашел возможность соединить озерный край с приморскими городами.
Николай I принял и выслушал депутатов, повелел произвести необходимые изыскания.
Но реальных средств не было, поэтому к прокладке канала так и не приступили.

В 1834 году губернатор Выборгской губернии Август Рамзай вновь поднял вопрос о канале. Ход делу дали генерал-губернатор Финляндии князь Александр Меньшиков и начальник финансовой экспедиции, энергичный сенатор Ларс (Лаврентий) фон Гартман.
В Выборге был учрежден комитет для составления плана и сметы, были подготовлены технические расчеты.
Интерес Николая I к этому проекту объяснялся тем, что растущая российская столица испытывала постоянную потребность в пиломатериалах, поступавших в нее с территории Саймы.
Проект канала был принят и в мае 1845 года начались строительные работы.

Строительство шло с мая 1845 по 1856 год.
Строительство канала обошлось Финляндии дороже, чем годовой бюджет, около 3 миллионов рублей.


Срок окупаемости рассчитали без малого 25 лет. Это было крупнейшее строительство того времени. Активно использовали помощь иностранцев, главным образом шведских специалистов, поскольку в России не было опыта строительства каналов в скальном и холмистом ландшафте.
В Швеции уже были построены каналы Трольхеттан и Гёта-канал, которые послужили образцом.
Впервые в Финляндии был использован порох в горных работах.
Канал проходил по территории двух уездов Выборгской губернии: Лаппвесиский и Страндасский.

В начале 1855 года Николай I скоропостижно скончался, не застав завершения строительства Сайменского канала. На российский престол взошёл его сын, Александр II.

Торжественное открытие канала состоялось 26 августа (7 сентября) 1856 года в честь дня коронации императора Александра II.
В этот день в Выборге состоялся праздничный фейерверк, во время которого в Выборгском замке вспыхнул пожар, нанёсший значительный урон замковому ансамблю.

При строительстве Сайменского канала в 1845 – 1856 годах на канале были сооружены 15 шлюзов из гранита, укрепленных цементом.
В некоторых источниках можно встретить сведения о 28 шлюзах на Сайменском канале.
Эта цифра объясняется тем, что некоторые шлюзы старого Сайменского канала были двух- и трёхкамерные. Камеры шлюзов имели сквозную нумерацию. Поэтому двухкамерные шлюзы имели двойные номера, а трёхкамерные – тройные.
Всего на старом Сайменском канале имелось 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных шлюзов.
Общее количество шлюзовых камер на всех шлюзах Сайменского канала равнялось 28.


Сайменский канал стал крупнейшим шлюзовым каналом Финляндии,
его доля в канальных грузоперевозках во второй половине XIX века превышала 50 %, да и в первые годы XX века оставалась значительной.
Помимо этого, канал способствовал развитию туризма.

После 1917 года и появления государственной границы между каналом и Петроградом
судоходство по каналу продолжалось, хотя пассажирские перевозки сильно сократились, лишившись основных пассажиров – состоятельных петербуржцев.

В 1920-х годах началась первая реконструкция Сайменского канала, в ходе которой размер шлюзов должен был быть увеличен, и количество шлюзов сокращено.
Реконструкция канала проводилась без остановки судоходства на канале.
Новые шлюзы строились рядом со старыми, в то время как старые продолжали работать.

Реконструкция канала не была закончена из-за начавшейся в 1939 году Советско-Финской войны, после которой Сайменский канал оказался разделён на две части Советско-Финляндской границей.

Непосредственно перед Советско-Финской войной финны провели подготовку для использования канала в качестве заграждения.
Были построены плотины, чтобы обеспечить затопление территории, прилегающей к каналу, если советские войска прорвут линию Маннергейма.
Затопление было произведено, но это не остановило Красную Армию.

После Советско-Финской войны граница СССР и Финляндии
прошла таким образом, что канал оказался частично на советской, частично – на финской территории, так что для его использования требовалось межгосударственное соглашение, для достижения которого условия были неподходящие.

После того, как в 1941 году Финляндия завоевала отошедший в предыдущем году Советскому Союзу Карельский перешеек, канал привели в рабочее состояние и использовали для снабжения армии, а позже – для эвакуации военных и мирных жителей Карельского перешейка.

После заключения перемирия канал снова оказался на территориях двух стран, и движение по нему прекратилось. Кроме того, за почти сто лет, прошедшие с момента постройки, сооружения канала обветшали и нуждались в масштабной реконструкции.

Уже с 1948 года по инициативе Финляндии велись переговоры о предоставлении южной части канала, оказавшейся в СССР, в аренду Финляндии.
Процесс шёл медленно, главным образом из-за противодействия идее в самой Финляндии – оппозиция активно критиковала политиков, пытавшихся договориться об аренде, поскольку заключение такого договора стало бы косвенным признанием Финляндией установившихся по завершении войны границ с СССР.

Тем не менее, 27 сентября 1962 года был заключён договор о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий для перегрузки и складирования грузов на 50 лет до 2013 года.
В арендованные территории также вошёл участок между автодорогой Нуйямаа – Брусничное и самим каналом. Площадь переданных в аренду земель (без острова Малый Высоцкий) составила 9,67 кв. км, водной акватории – 1,91 кв. км. В 1963 году двумя странами договор был ратифицирован.

По договору Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз – построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения на средства, выделенные Финляндией.

Сайменский канал стал для Юго-Восточной Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечила ей доступ на мировой рынок и способствовала экономическому росту этого региона.

В 2006 г. в России и Финляндии прошли праздничные мероприятия в честь 150-летия канала, в рамках которых в районе шлюза «Мялкия» был открыт памятник «Ворота царей» – высокая гранитная арка с золотыми гравировками имён российских императоров Николая I и Александра II, в период правления которых создавалась первая система шлюзов.
Ворота Царей у шлюза "Мялкиа", фото источник http://wikimapia.org


Cрок аренды Финляндией российской части канала истекал 1 января 2013 г. Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал вступил в силу 17 февраля 2012 г., а аренда канала была продлена до 2063 г.

Сегодня Финляндия арендует 19,6 км российской части канала (от шлюза «Брусничное») и прилегающую территорию, а также о. Малый Высоцкий. Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются Финляндией, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера – Российской Федерацией.

Правовой режим канала определяется межгосударственным договором. На арендуемой территории Финляндия может осуществлять строительство инфраструктуры, необходимой для эксплуатации канала, а также сдавать определённую часть территории в субаренду, но не имеет права использовать недра и леса на арендуемой территории.

Финляндия ежегодно в своём бюджете закладывает до 10 млн евро на содержание гидротехнических сооружений и минимизацию тарифов, чтобы обеспечить рабочие места и поддержать грузопоток озёрной части Финляндии.

Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в обоих направлениях, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн т. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий (в 2014 г. канал был закрыт с 27 января до 5 апреля для проведения ремонтных работ). Движение осуществляется круглосуточно.
Финны сразу же начали реконструкцию. В 1963 – 1968 годах шлюзы были укрупнены. Вместо старых 14 шлюзов были построены 8 современных шлюзов большего размера. Канал был заново открыт 5 августа 1968 года президентом Финляндии Урхо Кекконеном.

Большая часть новых шлюзов были построены рядом со старыми, поэтому многие старые шлюзы частично сохранились. Некоторые из них стали использоваться в качестве водосливных каналов.

В результате характеристики судоходной трассы канала следующие:

Наименьшая гарантированная глубина 5 м, проходная рекомендуемая осадка 4,2 м.
Перепад уровня воды между озером Сайма и Финским заливом 75,64 м.

· длина:
- общая протяженность – 57,3 км (34 км – в России, 23,3 км – в Финляндии);
- внутреннего водного пути – 42,9 км (19,6 км – в России, 23,3 км – в Финляндии);
- морского фарватера – 14,4 км.
· ширина – от 34 до 55 м;
· глубина (наименьшая) – 5 м;
· перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом – 75,7 м.

· Размеры камер шлюзов:
- длина – 85,0 м,
- ширина – 13,0 м,
- глубина на пороге – 5,2 м.

На территории Финляндии расположены три шлюза:
· Мялкия (Мялкиа) Mälkiä (12,4 м)
· Мустола Mustola (7,2 м)
· Соскуа Soskua (8,3 м)

На территории России — пять:
· Пялли Pälli
· Илистое
· Цветочное
· Искровка
· Брусничное

Самый большой шлюз – Мялкия, перепад уровня – 12,4 м. Самый маленький шлюз – Цветочное, перепад уровня – 5,5 м.
Старый трехступенчатый шлюз Сайменского канала


Использованы материалы:







Tags: Великая Отечественная, Выборг, Екатерина Великая, Ладожское, Россия, Сайменский канал, Санкт-Петербург, Финляндия, Финский залив, Швеция, война, вторая мировая, география, граница, история, канал, навигация, озеро, озеро Сайма, флот, шлюз
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments