7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

Category:

По Волге, Дону и Азовскому морю

Оригинал взят у all_rnd в По Волге, Дону и Азовскому морю
Человек прошел на танкере по этому маршруту. Интересен взгляд на реку и город со стороны работника водного транспорта, которых мимо Ростова шляется немало :)

Кстати, путешественник попал в тот самый ураган, что наделал столько шума у нас - там есть фотографии, впечатляет.

Оригинал взят у trm_fam в Саратов, командировка

В начале сентября был в Саратове на вот этом замечательном танкере (фото не мое, не было возможности сфоткать судно со стороны). Решил собрать здесь все свои фотки, с небольшими комментариями. Раньше на судах плавать не приходилось, с эксплуатацией судов был знаком очень мало и только теоретически. Поездка получилась необычная, интересная и полезная, впечатлений - много, фотографии - среднего качества, но наверное смогут передать основные впечатления от поездки, в тексте могут быть фактические ошибки.





02. Вылет из Домодедово. Как и раньше СарАвиа - практически монополист на этом маршруте, летают те же старые ЯК-42. В день вылета в Москве +12 и дождливо, в Саратове +25 и солнечно, как летом.


03. С приаэропортовой площади вдали вниз по Волге виден район НПЗ, но это за городом и добираться туда далековато. На высоком волжском берегу расположен завод и нефтебаза, трубопровод спускается вниз к наливной ЖД эстакаде и причалу отгрузки на танкера. Погрузка судна занимает до 12 часов и у причала на рейде обычно очередь, мы отходим, следом за нами сразу швартуется другое судно.


04. На погрузку танкер пришел чистый, после замывки, поэтому была редкая возможность спуститься в грузовые танки (конечно, с соблюдением всех требований техники безопасности) и осмотреть всю конструкцию, все входящие и выходящие трубопроводы.


05. Танкер уходит под ЖД мост вниз по Волге. Надстройка судна высокая, 4 палубы. С капитанского мостика хороший обзор прямо по курсу и вокруг и на само судно, впереди - волжские просторы.


06. Вниз до Волжской ГЭС идем с максимальной скоростью 14 узлов, переход в 400 км занимает около суток (а вот следующие 400 км растянутся на несколько недель).
Судовой ход - около высокого правого берега. Берег довольно пустынный, уже нет лесов, почти не видно населённых пунктов. Вот на берегу стоит памятник самолету, что это - экипаж не знает, в интернете нашел, что рядом с с. Белогорское на границе Саратовской и Волгоградской областей установлен монумент лётчикам участникам Великой Отечественной войны, недалеко Утес Стеньки Разина, но с воды он не сильно выделяется среди других, а в целом - глушь, следов цивилизации почти не видно.


07. Утром подошли к городу Волжский. На горизонте ГЭС. Немного простояли в очереди перед шлюзами, прошли плотину.


08. Проплывая по Волге - ощущаешь простор и ширину реки. Скоро войдем в канал - там все будет узко и тесно. А в море - уже все-таки чувствуется качка. Здесь, по широкой реке двигаешься на хорошей скорости и гладко как на шоссе.


09. Проплываем мимо Мамаева кургана. Памятник Родина-мать виден с реки, но все-таки далековато и не выглядит таким огромным как вблизи.


10. Около 3-х часов шли вдоль Волгограда. Фарватер ближе к городу, можно было постоять на палубе посмотреть на вид города с реки. Это Речпорт, набережная и спускающаяся к набережной Аллея героев - центр Волгограда.


11. Вечером сразу после Волгограда встали на рейде города Красноармейск. Здесь начинается Волго-Донской канал, который имеет ограниченную по сравнению с рекой пропускную способность. Перед нами видна небольшая очередь, часто она бывает намного длиннее, но сейчас ситуация на данном участке более-менее нормальная, судов не так много и утром мы уже двинемся дальше.


12. Вечером к нам подошло маленькое судно-бункеровщик (заправщик) и отгрузило нам дизтоплива с рядом расположенного на Татьянке НПЗ ЛУКойла. Также подошел мусоросборщик, сдали отходы.


13. Контролируем заправку, 15 тн дизтоплива загружается ок. 30 минут.


14. Утром подходим к Каналу, Волга остается справа, а мы идем налево. На берегу монумент в память защитников Царицына.


15. А на другом берегу - памятник Ленину. Википедия пишет, что он один из самых высоких памятников, установленных реально жившему человеку - 30 метров постамент и 27 метров фигура Ленина, а первоначально на этом месте стоял Сталин.


16. Встаем у шлюза №1, шлюзы поднимают из Волги вверх и над тобой нависает встречное судно. Его спустят, судно выйдет и наше зайдет. Процедура эта довольно долгая, не менее получаса. Шлюзов 13 штук, потом ещё два шлюза на входе в Цимлянское водохранилище, потом ещё пара шлюзов на Дону. Сам канал во многих местах довольно узкий и скорость движения в нем ограничена. В общем путь по каналу очень медленный с частыми задержками.


17. Очередной шлюз поднимает нас к нависающему в ожидании судну.


18. Открываются ворота спустившего воду шлюза. Прямо перед тобой на ровно на встречном курсе оказывается судно.


19. Надо медленно, со скоростью пешехода выбраться из узости шлюза и плавно и медленно отвернуть от стоящего ровно перед тобой судна.


20. Вот мы выходим из шлюза и обходим стоящее в ожидании судно. Поскольку длина нашего танкера 140 метров, места для маневра совсем мало, но все происходит на минимальных скоростях и с использованием носового подруливающего устройства.


21. При заходе в камеру шлюза с обоих бортов судна до стенок остается не более полуметра, до стенки можно достать рукой. Главная палуба оказывается на уровне асфальта и можно перелезть через заборчик и сойти на берег. В нашем рейсе, кстати, один из механиков высадился здесь с подозрением на аппендицит.
Для прохода по каналу судно должно быть класса "Волго-Дон Макс", размерения которого ограничивают максимальную длину 140 м и ширину 16,5м, осадка в грузу до 3.5-3.7м.


22. При сливе воды из камеры шлюза судно опускается как в колодец и на уровне земли оказывается капитанский мостик, а остальные палубы глубоко внизу.


23. Во многих местах канал очень узкий, встречные суда расходятся на расстоянии 3-5 метров, диспетчер предупреждает, снижаем скорость (и так ограниченную в канале). Обгон тут практически не возможен, обгоняют только пассажирские суда, которые имеют приоритет и грузовые прижимаются к берегу, встают и пропускают пассажиров.


24. Начало канала проходит по окраинам и пригородам Волгограда, потом канал уходит от города, идет по степям, рядом, но не на самом берегу расположены отдельные деревушки. Вокруг степь, иногда подходит жд и автодорога, практически вдоль всего канала идет грунтовка, по которой подъезжают рыбаки.


25. Рыбаков вдоль канала много. Рыбачат с берега, т.к. сразу большая глубина. В основном жители окрестных деревень на стареньких Жигулях и подержанных иномарках. В некоторых местах подходят притоки или отходят мелкие оросительные каналы. Там образуются заводи, где встречаются лодки, и видны перегораживающие притоки сети.


26. Прошли Волго-Донской канал. После Калача-на-Дону - начинается Дон, вернее Цимлянское водохранилище. Плотина, перегораживающая Дон, построена от города Волгодонск, который основан в 1950г. для строительства Плотины и Канала. На противоположном берегу плотины - город Цимлянск, который и дал название водохранилищу.
Встали на рейде у Волгодонска.


27. По погодным условиям задержались у Волгодонска на пару дней. Несколько дней дул довольно сильный северо-восточный ветер, который выгнал воду из Дона, уровень воды за Волгодонском опустился до 3,0 метров и танкера, груженые на осадку 3,5-3,6м, были вынуждены ждать восстановление уровня воды. Прождали 3 дня, за это время на рейде скопилось более 50 судов.


28-1. С рейда заходили в бухту к городскому порту, зерновой порт фактически остановлен и полуразрушен, одно название.
В кадр попал стриж - их там очень много. Наверное потому, что очень много зеленой мошкары. Мошки не кусают, но облепляют все окна, фонари и тд.


28. Единственные раз за почти 4 недели сошел на берег. Пока ждали погоду, решили съездить в Волгодонск закупить продукты на экипаж. Было полдня на то, чтобы погулять.
Волгодонск небольшой, не очень интересный городок, фоток не сделал. А это Цимлянск, 20 км от Волгодонска, 28 руб. на маршрутке. Цимлянск - еще меньше, интересный район - буквально пару улочек в районе Приморского парка. Вот это улица Советская.


29. Приморский парк, колоннада осталась еще с советских времен, теперь памятник государства. Сам парк не большой, но есть цветники, дорожки.


30. Приморский парк выходит на высокий берег. Спуск к водохранилищу - где-то в стороне. Набережной или пляжа здесь нет, дикий глинистый берег. С высоты - вид на водохранилище в сторону плотины. Волгодонск и корабли - левее, еще дальше на другом берегу и практически не видны.


31. На выходе из Цимлянского водохранилища - шлюзы №14 и №15. Здания шлюза №15 представляют собой две 30-ти метровые башни, увенчанные 8-ми метровыми скульптурами сидящих на конях донских казаков, созданных скульптором Г.И. Мотовиловым.




33. Это последний на Дону шлюз - Кочетовский. Дальше - ок. 130 км до Ростова-на-Дону, можно плыть быстрее и уже не стоять в очередях в ожидании.


34. Дальше Дон не становится особо шире, но заметно петляет между подходящих к реке холмов возвышенности.
Носовая палуба (полубак) - лучшее место для обзора окрестностей, перед тобой ничего нет, только вода и берега и ждешь, что покажется из-за очередного поворота. Также машинное отделение в 100 метрах позади и тарахтения дизеля совсем не слышно, только ветер и шум разрезаемой форштевнем воды.


35. Постоянно проходим крутые изгибы реки, ночью тут особенно напряженно, нужно постоянно следить за бакенами, отслеживать все повороты судового хода. На берегах видны небольшие населенные пункты.


36. Вечером подходим к Ростову-на-Дону, встаем на рейд, где-то в районе Аксая. Проводим бункеровку. Берем мазут, его надо больше и судно-заправщик тоже побольше чем раньше.




37. А это уже Ростов-на-Дону. Прохождение центральной части города я проспал и самое интересное пропустил. Мимо центральной набережной Ростова суда проплывают буквально в 100 метрах от берега, гораздо ближе, чем, например, в Волгограде. Необычно было бы видеть и сфоткать всех гуляющих, отдыхающих на набережной с борта проплывающего судна. Но меня не разбудили.

В Ростове трафик очень напряженный, судов много, Дон узкий, еще есть старый низкий жд мост, который надо поднимать, чтобы пропустить суда. Движение - одностороннее. Диспетчер собирает караван на проводку через Ростов и поток из пары десятков судов стартует мимо города.


38. Это уже западные окраины Ростова, встречные суда стоят в ожидании окончания нашего движения и команды диспетчера на их проводку.


39. Это Кумженский рейд Ростова, здесь закончится моя поездка, но это будет еще не скоро. Суда стоят с обоих сторон судового хода, теснясь вдоль берегов. Впечатление как будто пробираешься сквозь толпу на рынке.


40. Еще 3-4 часа петляния по Дону и подходим к городу Азов, здесь устье Дона и уже Морской порт.
Поднимаем носовую мачту и некоторые антенны на крыше рубки, переходим в морской режим, больше мостов и других ограничений по высоте на маршруте нет.


41. На погрузке стоят суда, видел зерновые термины, угольные терминалы. Большинство судов класса река-море, так как тут тоже много ограничений, в основном по осадке.


42. Вид на порт со стороны моря.


43. Вышли в море. Впереди уже не видно берегов. Но море тут довольно условное, до таганрогского рейда идем по каналу, слева и справа путь ограничен бакенами, глубины здесь небольшие, мелко.


44. Отходит лоцманский катер, лоцманская проводка по каналу завершена, дальше сами. Глубины по судовому ходу часто не превышают 5 метров, при осадке 3,6м под судном остается не так много воды и работа винтов поднимает со дна ил и разных придонных жителей, в хорошую погоду слетается много чаек, высматривающих себе еду в кильватерном следе.


45. Азовское море от Таганрога до Керчи пересекли менее чем за сутки. Справа по борту показались холмы крымского полуострова. Встаем на рейде, ждем команды диспетчера на проход Керченского пролива и подхода к накопителю.


46. До места выгрузки - 3-4 часа хода, но ожидание растянулось более чем на неделю. Сначала ожидали очередь, которая скопилась из-за одновременного массового подхода челноков из Дона, ну а потом начала портиться погода. По погодным условиям прием груза на накопитель прекращается при превышении определенной скорости ветра и высоте волны. Ветер был до 20 м/с, волна 2-2,5 метра. Так что ждем погоду.


47. В непогоду на судне довольно неуютно. Снижается температура, за дверью каюты появляются сквозняки из открытых на палубу дверей, на палубе ветер начинает сдувать и нести брызги, не прогуляешься, связь плохая, телевизор и телефон ловят плохо, усиливается качка, судно каждый день сносит на сотню метров, так что периодически приходится выбирать якоря и переставляться.


48. Наконец море успокоилось и получено разрешение на подход. На встречу появляются морские суда, идущие в Мариуполь.


49. Танкера собираются в караван на проход пролива. Идем стороной п. Кавказ с лоцманской проводкой. Путь каравана пересекают паромы керченской переправы, сообщение которых тоже было нарушено непогодой.


50. С кавказской стороны проходит ж/д паром.


51. Идет на Керчь. С пролива Керчь кажется довольно небольшим городком, выделяются горы, а на кавказской стороне ничего примечательного не видно, сам порт Кавказ - еще меньше, за ним - равнинный берег, почти не видный с пролива.


52. Лоцманский катер встречает караван, развозит и, при прохождении участка, собирает лоцманов, все происходит быстро, на ходу, практически без снижения скорости.


53. Еще один вид на керченский порт.


54. Это судно идет параллельным курсом, без лоцманов, по керченскому каналу, который имеет немного большую глубину и морские суда идут этой стороной. Но за этот путь приходится платить канальные сборы, а нам за наш проход - лоцманские сборы.


55. Отворачиваем от Крыма, идем к кавказскому побережью, выходим в Черное море. Появляется глубина, цвет воды меняется, становится менее серым и более насыщенно синим, появляются медузы, пару раз видели дельфинов.


56. Подходим к рейдовой стоянке накопителей. Здесь их наверное до 10 штук.


57. Вот этот - совсем высокий и пустой. У нас капитанский мостик был на уровне главной палубы накопителя, здесь видно, что челнок весь внизу, под бортом.


58. Вот проходим мимо Самотлора. Перегрузка идет с обоих бортов. У дальнего борта - экспортник, Лиговский проспект.


59. Это - Тихонов.


60. Подходим к Колодкину. С другого борта тоже идет перегрузка с челнока.


61. Видно, что накопитель - гораздо больше чем челнок.
Во время швартовки и грузовых операций фотографировать уже не получилось, т.к. самому надо было поучаствовать в процессе и пользование приборами не разрешается по технике безопасности.
Разгрузка растянулась более чем на 12 часов и с не очень удовлетворительным результатом.


62. Вот Самотлор ночью, в огнях.


63. С утра отшвартовались от накопителя и пошли обратно. Еще за день передавали инфо об ухудшении погодных условий, была даже вероятность, что у нас не получится до конца выполнить разгрузку, и хотелось успеть до начала шторма пройти Азовское море. Все сделать успели. Вечером встали на рейд у Таганрога. А ночью начался шторм.


64. Вот что писали в газетах про ураган. Ветер нес дождь и брызги воды практически горизонтально, скорость ветра была до 30 м/с, через палубу высотой в 2,5м периодически перекатывались волны. Шторм 4-5 баллов.
Видимость была минимальной и временами из тумана показывались суда, которые срывало с якорей и протаскивало в нашу сторону и нас тоже пару раз срывало, но удавалось снова бросить якорь и закрепиться на месте. А для того, чтобы выбрать носовой якорь матросам надо пройти на полубак и управлять лебедкой, и в такую погоду матросы выходят на палубу и выполняют работу.


65. В целом на судне особых проблем не чувствовалось. Качало чуть сильнее обычного, некоторые плохо положенные вещи могли упасть с полок, с кровати. Но посуда со стола не падала, спокойно можно было передвигаться внутри надстройки судна.
На палубу же при таком ветре и волне без необходимости и дополнительной страховки лучше было не выходить.


66. Нормальные фотки получились только с капитанского мостика, сделанные через лобовое стекло после того, как по нему только прошли дворники очистки. Все другое было в брызгах, в разводах и в тумане.
Шторм продолжался весь день. На следующий день ветер немного утих. Волны стали ниже.


67. А еще через день море совершенно успокоилось, стих ветер, исчезли волны, снова можно было выходить греться на палубу.


68. Но еще более суток простояли здесь же на Таганрогском рейде в ожидании, когда будут устранены последствия урагана: проверены и собраны все бакены, раскиданные штормом, и убран мусор с судового хода.
А вот в красно-синих цветах судно СВЛ.


69. На обратном пути из моря к устью Дона заметил, что вдоль судового хода есть островки, на которых установлены маяки.


70. Вот вспомогательный флот, который занимается обслуживанием судового хода, после шторма более суток шло восстановление пути.


71. Рыбацкое судно. Говорят раньше такие рыбаки, после рыбалки приплывали к стоящим на рейде судам с предложением купить свеже-пойманную рыбу. Теперь здесь такого нет.


72. На якоре стоят встречные суда, пропускают наш караван, движение пока одностороннее.


73. Ну и наконец после почти 4 недель плавания в Ростове-на-Дону удалось сойти на берег. Самолет вылетал вечером, удалось выбраться на набережную Дона, посмотреть на реку с берега.


74. Набережная не такая длинная, местами перегорожена ремонтируемыми участками, но ухоженная, красивая, много народа.


75. Проходящие рядом суда посмотрел, но сфотографировать хорошо не получилось.
Вот железнодорожный мост с подъемной секцией, который создает дополнительные задержки в пути.


76. Конец!






Tags: Азовское море, Волга, Волго-Донской канал, Волгоград, Волгодонск, ГЭС, Дон, Калач-на-Дону, Россия, Саратов, Цимлянское водохранилище, Черное море, водохранилище, география, канал, море, река, речной транспорт, флот, шлюз, шторм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments