7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

Categories:

Красноярский судоподъемник (река Енисей)

Красноярский судоподъемник (река Енисей)




Красноярский судоподъемник - гидротехническое сооружение, позволяющее судам преодолевать разницу в уровнях воды ниже и выше Красноярской ГЭС, на реке Енисей в Красноярском крае (Восточная Сибирь). Относится к типу наклонных судоподъемников с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой. Не имеет аналогов в России, так как на всех гидростанциях используется другой способ преодоления плотины – шлюзование.

При строительстве Красноярской ГЭС, высота плотины которой составила 124 метра, по проведенным расчетам получилось, что строительство судоходных шлюзов невыгодно из-за большого перепада высот - в случае строительства цепочка шлюзов растянулась бы почти до Красноярска.

Поэтому было решено строить судоподъемник, так как в то время существовал интенсивный грузопоток по реке между центром и югом Красноярского края, связанный с активным промышленным развитием региона. Но основной была задача доставки разнообразных грузов, в том числе рабочих колес турбин, для строящейся Саяно-Шушенской ГЭС.


Тип судоподъемника – продольно–наклонный, двухскатный, с поворотным устройством, с самоходной судовозной камерой, заходящей в воду обоих бьефов.
Камера судоподъемника поднимает судно на высоту 104 метра, чтобы «перебросить» его через плотину.
Скорость передвижения камеры составляет 20 метров в минуту (1,2 км в час).
На Красноярском судоподъемнике самая широкая в мире железнодорожная колея - 9 метров, а общая длина составляет 1510 метров (1,5 км).
Поворотное устройство, с помощью которого суда попадают из верхнего или нижнего бьефа на рельсы, имеет диаметр 106 метров и угол поворота 140 градусов.

Одной из определяющих основ сооружения является заход судовозной камеры по наклонным путям непосредственно в воду, благодаря чему судопропуск осуществляется при значительных колебаниях уровня воды в бьефах: в верхнем 13 метров, в нижнем - 6,5 метра.

Строительство судоподъемника начато в 1970 году. Опытная эксплуатация началась в 1976 году. После выполнения доводочных работ и приемки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъемник с 1982 года находится в постоянной эксплуатации. Судоподъемник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются в железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные, вспомогательные - из алюминиевых сплавов.

В советское время подъемник работал на регулярной основе. Сейчас, из-за падения грузооборота, подъемник совершает разовые рейсы, в период с 20 мая по 1 октября.

Судовозная камера подъемника имеет следующие характеристики. Общая длина составляет 113 метров, ширина 26 метров, высота – 20 метров, масса камеры без воды 4500 тонн, с водой и судном - 8100 тонн. Количество тележек, по которым движется камера, составляет 78 штук. Судоходные габариты камеры: длина 90 метров, ширина 18 метров, глубина 2,2 метра. Грузоподъемность расчетного судна - 1500 тонн, длина 78 метра, ширина 15 метров, осадка 1,9 метра.


Принцип работы судоподъемника следующий. Для погрузки судна в подъёмник, платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде. Во время подъема или спуска судно находится в камере в воде, т.е. «на плаву». В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник.

Источник: КруизерРУ.png
Tags: Сибирь, река, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments