7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

Category:

14 февраля 1918 года Советская Россия перешла на новый стиль летоисчисления.

Оригинал взят у tiina в 14 февраля 1918 года Советская Россия перешла на новый стиль летоисчисления.
Принято считать, что именно большевики силовым решением поменяли летоисчисление в России с юлианского на григорианский календари. Это не совсем так.
Да, именно при Советской власти ввели григорианский календарь, но предложения о приведении летоисчисления в соответствие с заподноевропейским календарём поступали в царское правительство с середины 19 века.



В 1830 г. Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля.
Бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен отрицательно отнесся к этому и в своем докладе царю Николаю I представил реформу календаря как дело "несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов".
Он указывал, что "выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики".
После получения такого "доклада" царь написал на нем: "Замечания князя Ливена совершенно справедливы".

В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств.
Она предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте И. Г. Медлера.
Несмотря на исключительно активную роль в этой комиссии великого русского ученого Д. И. Менделеева, реформа вновь не состоялась из-за противодействия царского правительства и церкви.
Стремясь парализовать активность комиссии, "императорская" Академия наук срочно создала свою календарную комиссию на основе высочайшего разрешения, в котором было сказано, чтобы новая комиссия при Академии наук в своей деятельности "приняла во внимание соображения бывшего министра народного просвещения князя Ливена по вопросу о введении в России григорианского стиля". Эти "соображения" нам уже известны и сводились к явному запрету проведения календарной реформы. В "академическую" комиссию поступило и мнение святейшего синода, обер-прокурор которого Победоносцев сообщил, что считает введение нового календаря несвоевременным.

Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции.
Уже 16 ноября 1917 г. этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря".
Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г.. Он начинался словами: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь".

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля.
Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.



Из истории летоисчисления в России.

[Spoiler (click to open)]
Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз.
Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.


Календарь древних славян.
Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось.
Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь.
В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы.
При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия.
Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.;
февраль - сечень, снежень или лютый (лютые морозы);
март - березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы);
апрель - цветень (цветение садов),
березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.;
май - травень (зеленеет трава), летень, цветень;
июнь - червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики - «изоки»), млечень;
июль - липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы);
август - серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» - рев оленей, либо от слова «зарево» - холодные зори, а возможно, от «пазорей» - полярных сияний);
сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску);
октябрь - листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России);
ноябрь - грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России);
декабрь - студень, грудень, просинец.


Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском.



В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, - юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей.
Счет годов в нем велся от "сотворения мира", которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления.
Эта дата - один из многочисленных вариантов эр от "сотворения мира" - была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет.
Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить.
Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года - от 1 января и новая эра - христианское летосчисление (от "рождества Христова").

Петровский указ назывался: "О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира".
Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от "сотворения мира" считать 1 января 1700 г от "рождества Христова". Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: "А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно".



Встреча первого гражданского Нового года в Москве.
На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя - "О праздновании Нового года".
Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка:1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно.
В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве.
В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника.
Улицы осветились иллюминацией.
Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а "по улицам большим, где пространство есть", горели огни - костры и пристроенные на столбах смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою "из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых".
Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба "из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья", а также пуск "ракетов" были возложены на людей, "которые золота не считают". А "людям скудным" предлагалось "каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить".
С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы.В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами.
Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство.
Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны.
Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки.
Остальные 5 дней было решено считать праздничными.
В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.


Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год.
Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха.
После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.

Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30.
В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта.
В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сверхмесячным и оплачивался особо.
Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.


Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье.
Шестидневная неделя применялась около девяти лет.
Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»,
В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:
22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря.
Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря."

источник


Но самое интересное то, что страсти не утихают.
Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко внесли в 2007 году в Государственную Думу законопроект — о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечали, что «мирового календаря не существует» и предлагали установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании приняли только четыре депутата. Трое — против, один — за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование проигнорировали.

Так и живем пока. На широкую русскую ногу и с распахнутой русской душой, отмечая два раза Новый Год...
@.
Спасибо amarok_man


Tags: Новый Год, Россия, история, календарь, наука
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments