7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

В этот день… 3 июля – День морского и речного транспорта! И 80 лет ГАИ

Оригинал взят у shatff в В этот день… 3 июля – 1
О 80-летии ГАИ – а также морском и речном флоте

В первое воскресенье июля (то есть – как раз сегодня) в России отмечается День работников морского и речного флота, учреждённый ещё в 1980 году. (…Имеется в виду флот гражданский – то есть, в первую очередь, грузовой… разумеется, круизные лайнеры эффектней – но их доля в общем тоннаже невелика…)



…Исторически, Россия – страна сухопутная, однако по рекам предки ходили издревле – а затем стали проникать и на морские просторы. (В основном, процесс шёл при упорном сопротивлении соседей – потому начинали с  военного флота; впрочем, в часто цитируемом решении боярской Думы от 1696 года говорится просто: «Морским судам – быть…». Таким образом, на стыке веков с верфей Соломбалы (ныне – район Архангельска) сошли первые торговые корабли…

…Впрочем, последующие столетия сохранили больше известий именно о морских победах – потому перенесёмся сразу в 1903 год, когда в Нижнем будет построен первый в мировой истории теплоход под благозвучным именем  «Вандал». (Справедливости ради – заказчиком этого танкера стало, всё же, «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель»). К началу Гражданской в России имелось более тысячи ста пароходов – увы… после её окончания их уцелеет двести с небольшим. (Не говоря уж о разорённой портовой  инфраструктуре).



В 1924-м будет организовано АО «Советский торговый флот» – однако, по понятным причинам, ещё спустя два десятилетия начинать, в сущности, снова придётся заново… Что сейчас? Современный тоннаж российского флота составляет примерно полтора процента от мирового – при этом, по имеющимся данным, шестьсот из тысячи ста тридцати судов ходят под иностранными флагами… возможно, уже и больше. Ну, ладно…

…Вниманию тех, кто за рулём: сегодня – День ГАИ! (То есть –  Государственной автомобильной инспекции, которую в 1998 году переименовали в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения, ГИБДД… реформа, однако!); в 2002-м – разрешили называться и так, и этак – а ещё просто Госавтоинспекцией; в 2011-м собрались, было, назвать «дорожной полицией» (опять реформа!) – но, поразмыслив, махнули рукой… Потому праздник отмечается в день выхода постановления СНК от 1936 года – оно называлось «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР»...



…Казалось бы – какое в те времена автомобильное движение? А вот было… (Хотя, источники свидетельствуют, что поначалу инспекторов имелось всего полсотни – причём, все в Москве). Но, вообще-то, большевики озаботятся  дорожной безопасностью буквально на третий день после революции – уже  постановлением Совнаркома «О рабочей милиции» от ноября 1917-го  предписывалось: «…охранять безопасность и порядок передвижения по улицам, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днём рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и прочее…»

…Правда, возлагался весь этот непомерный труд пока что на дружинников… А вот последовавшее в октябре 1918-го постановление «Об организации Советской Рабоче-крестьянской милиции» обязывает уже постового:



а) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;
б) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, вёдрами и другими красильными принадлежностями... и др. категории рабочих с ручными тележками и санками по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;
в) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару;
…д) наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд...»

…И так далее, и так далее… В ноябре 1922-го постовые получат жезлы. (В те времена с помощью этой штуковины действительно регулировали дорожное движение!) Правда, были они красные – с жёлтой ручкой. (Справедливости ради – белые жезлы за десять лет до революции начала использовать ещё царская полиция; как писала пресса тех лет: «Постовой-городовой в случае надобности остановить экипаж или целый ряд экипажей поднимает трость вверх по направлению запрещаемого движения. Все шоферы по этому знаку обязаны немедленно и беспрекословно остановиться и продолжить движение только тогда, когда трость будет опущена». В 1933-м Советская власть зачем-то заменит красные революционные жезлы на сомнительные белые перчатки – но через шесть лет вернёт «полосатую палочку» на место… собственно, тогда она полосатой и станет. Но мы отвлеклись…



…Хотя, и не слишком… остаётся сказать, что в начале 30-х появится предвестник ГАИ, Отдел по регулированию уличного движения, воспетый Сергеем нашим Михалковым:

Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Стёпа говорит:
– Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!

…Вообще же, дорожные проблемы появились задолго до автомобилей (да, собственно, и дорог – в их избалованном современном понимании). Причём, в старину решать их приходилось первым лицам; например, царь-реформатор указывал насчёт какого-то малопонятного сейчас нарушения ПДД: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учали ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают… то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить!»

Его  племянница, Анна Иоанновна, продолжит тему – причём, в своём духе, с санкциями: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, – бить кнутом и ссылать на каторгу!» Матушка-Екатерина, словно предвидя появление аудиосистем, повелела: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать!»



PS: …Что же касается само́й дорожной полиции, то на приоритет претендует Франция – якобы, соответствующие службы (позже переименованные в жандармерию) тут возникли ещё в XIV веке… Само собой, жандармы тех времён (бывшие, в сущности, тяжёлой кавалерией) не штрафы выписывали – а отбивали путников от рыскавших вдоль дорог разбойничьих шаек… или наоборот?.. С другой стороны  – кем же тогда были первые семь легендарных рыцарей-тамплиеров?.. Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 3 июля 1957 года родилась Лора Брэниган – эта американка станет «Королевой Евродиско», а впоследствии успешно исполнит Джанис Джоплин в бродвейском мюзикле «Love, Janis».





Tags: ГАИ, праздник, речной транспорт, транспорт, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments