7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

Деду Морозу в современной России исполнится 80 лет.

Оригинал взят у msalexandr17 в Деду Морозу в современной России исполнится 80 лет.

Советский период истории России сказался и на новогодних традициях.


В литературную традицию Дед Мороз вошел в 1840 году, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь:

… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. … В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost).

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям.

Несмотря на то, что вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов (Ленин) посещал праздничные елки, а его старшая сестра Анна Ульянова продолжала ставить их для своих племянников даже после ломки «старого мира», в целом зимним праздникам пришлось не сладко. Развернувшаяся в 1920-х годах антирелигиозная кампания не пощадила ни Рождества, ни ангелочков, ни елку, ни Деда Мороза, ни сказок. Все это было признано вредным «старорежимным» обманом народных масс.

«Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». (Агитационный слоган 1920-х годов.)

«Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала». («Материалы к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», 1927 г.)

«Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!»
(Д. Бедный «Рождественская картина. Бытовая»)

Гонения на Деда Мороза и елку прекратились тогда, когда товарищ Сталин разгромил неуемных «вечных революционеров-оппозиционеров» и начал потихоньку возвращаться к самодержавному консерватизму и воскрешать некоторые из старых традиций. Надо же было как-то подтверждать фразу «великого кормчего» о том, что «жить стало лучше, жить стало веселей». Конечно, ни о каком официальном праздновании Рождества речи быть не могло. Зато 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла установочная статья секретаря ЦК ВКП(б) П. Постышева, а следом за ней и решение ВЛКСМ. «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев… Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею… Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах...». (П. Постышев.)

В обоих документах всем комсомольским организациям настоятельно рекомендовалось провести для детей новогодние (не рождественские!) елки. Восьмиконечную белую звезду Вифлеема заменили на пятиконечную красную, ну а Деда Мороза, ввиду отсутствия религиозной символики, оставили практически нетронутым.

Таким образом, в канун 1936 года Дед Мороз, неожиданно для всех, вернулся к новогодней елке и стал вновь олицетворением наступающего Нового года.

Сложно сказать, какую дату более точно указывать, как возрождение или реабилитацию Деда Мороза - дату публикации статьи Постышева или Решение ЦК ВЛКСМ, а может первый Новый год, когда ему было разрешено поздравлять детей? В любом случае, 1 января 1936 года, был Первым Новом Годом в СССР, кода присутствие Деда Мороза было вновь санкционировано и разрешено... Именно с этой датой, можно связать его реабилитацию и рождение в современной России... 1 января 2016 года исполняется 80-летие Деда Мороза в современной истории нашей Родины.

Уже через год, 1937 году, Дед Мороз участвовал в Первой Кремлевской ёлке, которая проходила в Колонном зале Дома Союзов. Очевидец этого торжества Надежда Стрелец вспоминала: «Она такая невзрачная была, вся в вате, которую клочками набросали». Как бы в ответ на эту критику в СССР тут же наладили выпуск елочных игрушек, «замороженный» в лихие революционные годы.

Влияние рекламы в СССР с успехом заменяли руководящие указания из центра. Если партия сказала праздновать елку, то на следующий день вся многомиллионная страна отзывалась: «Есть!». В результате высшим официальным лицом на время новогодних праздников становился именно Дед Мороз. В конце 1930-х годов имидж советского Мороза был окончательно доработан. Как мы уже говорили, на Санта Клауса наш Дед Мороз стал походить только седой бородой, меховым прикидом и мешком с подарками. В остальном он ничуть не напоминал кругленького гномика, наоборот – был рослым, могучим богатырем с раскатистым басом, ведущим здоровый образ жизни. Шуба у Мороза, в отличие от Санты, спускалась до пят и подпоясывалась не ремнем, а кушаком. Цвет шубы сначала был, как и положено зимнему владыке, фиолетовым, но постепенно стал вытесняться более нарядным красным. На голове была шапка с опушкой ровной круглой формы без всяких там кисточек и помпонов. Руки прятались в огромные рукавицы, а на ноги надевались либо красные сапоги, либо валенки. Ездил он не на оленях, а на русской тройке… Да и ездил не один, а с очаровательной спутницей, Снегурочкой, аналогов которой нет ни в одной стране...


На фото - на главной елке Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, у Центра культуры и искусств "Верх-Исетский," в последние дни уходящего 2015 года, собрались Деды Морозы и Снегурочки

В посте использованы материалы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дед_Мороз
© Shkolazhizni.ru - http://shkolazhizni.ru/culture/articles/11849/
Источник фото: https://scontent-frt3-1.xx.fbcdn.net/hphotos-xtp1/v/t1.0-9/21503_1796421450584999_1732083557242759425_n.jpg?oh=c3f47af02677573d1afd21b58db812f3&oe=571D629B

Некоторые мои посты, посвященные новогодним праздникам:
Свердловск-Екатеринбург. История города в новогодних фотографиях и документальных фильмах.
Новогоднее нашествие в ЖЖ


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! Копия поста размещена на Blogger http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/12/80.html


Tags: Дед Мороз, Россия, история, патриотизм, праздник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments