7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

Category:

Водные системы России 18-19вв.

Оригинал взят у sibved в Водные системы России 18-19вв
Продолжу рассказ про искусственные водные системы, каналы на территории России.
В статье про Ладожский канал по карте видно, что он заканчивается на р.Свирь:



Но если смотреть восточнее, то можно разглядеть такие же прямые линии водного сообщения и обводные каналы. Итак, давайте посмотрим, куда нас они приведут…

Двигаемся вверх против течения р.Свирь:




Река полноводная и ходят крупные суда


Около п.Подпорожье находятся опоры старого ЖД-моста


А рядом новый


Чуть выше – шлюз. Построен в 1951г.


Во впадении р.Свирь в Онежское озеро – имеется Онежский обводной канал

Онежский канал — канал вдоль южного берега Онежского озера. Проходит на расстоянии от 10 м до 2 км от озера. Длина канала 67 км, ширина — около 50 м. Построен в 1818—1820 и 1845—1852 год]ах в составе Мариинской системы для прохода малых речных судов в обход Онежского озера, где часто случаются штормы.
• 1818 год — утверждение проекта и начало строительства.
• 1820 г. — открытие канала от р. Вытегры (в десяти верстах ниже одноименного города) до урочища Черный Песок.
• 1845 г. — начало строительство второй части канала.
• 1851 г. — открытие части канала от Черных Песков до Вознесенской пристани (30-ть вёрст). В Вознесенье возле устья установлен памятный чугунный обелиск строителям канала.
• В 1890-1896 гг. во время переустройства Мариинской системы вынуто 86150 куб. саж. грунта; устроено 37 вер. 432 саж. бечевников.

Фотографии 1909г.:






Современный вид


Местами канал проходит в считанных метрах от берега озера

ОК
Онежский канал вдоль южного берега озера



В канал впадает р.Лема (или канал использует ее устье). Есть небольшие каналы, которые соединяют эту речку с озерами:

ОК1


Протока в оз.Проездное (на самом деле прямолинейный небольшой канал – виден севернее на карте вверху)


Протока-канал к оз.Мегорское


Онежский канал через косу Онежское озеро вид с т/х Москва- 212.


Узкие места на канале


И широкие


Канал впадает в р.Вытегру. Движение кораблей в реке в 2010г.


Один из шлюзов на Вытегорском каскаде.


Шлюзов много. Это шестой шлюз

Далее р.Вытегра переходит в р.Ковжа и этот участок называют Волго-Балтийским каналом мариинской водной системы.

Вытегорский или Мариинский канал — ключевое звено Мариинской водной системы, соединяющий реки Ковжа (откуда по естественным водным путям можно проплыть в Каспийское море) и Вытегра (бассейн Онежского озера, далее в Балтийское море). В 1886 г. прорыт Ново-Мариинский канал.

Строительство начато в 1799 году. Система строилась силами Департамента водных коммуникаций. По первоначальному плану предусматривалось строительство 26-ти шлюзов и в 1801 году 8-мь из них было построено и прорыт соединительный канал. Уже несколько позже соорудили два непредусмотренных проектом шлюза в Шестовской и Белоусовской быстринах р. Вытегры.
• В 1808 году из Ковжи в Вытегру прошло первое судно с осадкой менее 1 м.
• 21 июля 1810 года было официально объявлено об открытии судоходства по Мариинской водной системе.


Петровский шлюз на старом Мариинском канале. Фото 1909 г.
В августе 1882 года начаты работы по строительству Ново-Мариинского канала. Он построен северо-восточнее старого. Протяжение общее — 8,2 верст; на протяжении 5,481 верст (между шлюзами Св. Александра (№ 30) и Св. Петра (№ 29)) составлял раздельный бьеф всей системы. От шлюза Св. Петра до устья старого канала — 2,7 версты. Общая часть со старым Мариинским каналом до соединения с Шимой (Вытегрой в верхнем течении) — 1 верста 213 саж.


Медаль в память открытия Ново-Мариинского канала


Схема из словаря Брокгауза и Ефрона

Сейчас трудно понять в гуг-картах где эти участки прорытых каналов. Но прямолинейных участков на р.Ковжа подозрительно много.

Южнее попадаем в обводной канал Белого зера:



Белозерский обводной канал — построенный как часть Мариинской водной системы канал для обхода Белого озера. Его протяжённость — 63 версты (66,8 км). Канал проходит от реки Ковжа до реки Шексна вдоль западного и южного берега Белого озера, частично через территорию города Белозерск.

Белое озеро имеет большую площадь поверхности (свободной воды), поэтому там часто бывают шторма: буря 27 августа 1832 г. потопила 62 судна. Чтобы избегать их, в первой половине XIX в. (окончания постройки — 1846 г.) был сооружен Белозерский обводной канал. Он был построен всего за три года — в основном силами заключённых.




Белозерский канал. Тип старых шлюзовых ворот. Фото 1909 г.



Далее канал впадает в р.Шексну. Через р.Шексну – рыбинское водохранилище. А Это уже р.Волга.


Есть и другие водные системы, соединяющие Ладожское озеро и р.Волгу


Тихвинская водная система — одна из трёх водных систем, соединявшихВолгу с Балтийским морем, движение по ней было открыто в 1811 году.
Длина пути «Волга-Балтика» через Тихвинскую систему была самой короткой по сравнению с Мариинским и Вышневолоцким маршрутами. Проект системы не был реализован полностью, что не позволяло использовать суда большой грузоподъёмности.
Строилась Тихвинская водная система по проекту Ф. П. Деволана, который и руководил работами. В 1802 году стали рыть каналы, сооружать плотины и шлюзы. В 1811 году Тихвинская водная система была введена в эксплуатацию.


Водная дорога с Волги на столичный Петербург начиналась на месте современного Рыбинского водохранилища, проходила по рекам Мологе, Чагодоще, Горюну, Соминке, Валченке, далее по Тихвинскому соединительному каналу, по рекам Тихвинке, Сяси, Сясьскому каналу, Старо-Ладожскому каналу, Ладожскому озеру, и реке Неве. Длина всей системы составляла 654 версты, 176 из которых — шлюзованные участки. Всего было 62 шлюза, 2 вспомогательных, питательных резервуара, всех пристаней — 105.

В течение 150 лет Тихвинская водная система была жизненно необходима краю, но постепенно необходимость в ней становилась всё меньше и меньше. Тихвинская водная система угасла.
В советский период система использовалась для местного судоходства (грузового и пассажирского) в пределах Ленинградской области. В 1956 году она была официально закрыта, но полная ликвидация затянулась до 1968 г
В настоящее время сооружения системы, в том числе шлюзы, разрушены. Водораздельная часть, включая соединительный канал, по воде непроходима. В качестве музейного экспоната в г. Тихвине в 1980-е годы были восстановлены один шлюз и плотина, находящийся возле Успенского монастыря



Вышневолоцкая водная система — водный путь в России, в районе городаВышнего Волочка, наиболее старая искусственная водная система в России. Связывает реку Тверцу, приток Волги, с Балтийским морем. В Вышневолоцкую водную систему входят река Тверца, водораздельный участок с каналами и водохранилищами, река Мста, Сиверсов и Вишерский каналы на балтийском «склоне» системы. Целью строительства системы было снабжение Санкт-Петербурга продовольствием и другими товарами, поставляемыми из центральной России.

История строительства водного пути началась 12 января 1703 года, когда Пётр I подписал указ о строительстве канала между реками Цной и Тверцой. Место для строительства канала было частью старого торгового пути — это был древний волок, соединяющий Тверцу и Цну, и давший название селению Вышний Волочёк.

К работам было привлечено до 6 тыс. человек. Строительство канала длиной 2811 м и шириной 15 м с двумя шлюзами было закончено весной 1709 года. Существующий и сегодня канал получил имя Гагаринского (в честь руководителя строительства князя М. П. Гагарина), а затем Тверецкого.

Уже летом 1709 года стало ясно, что канал построен неправильно: воды для свободного хода судов не хватало. Голландские инженеры неправильно рассчитали необходимый запас воды для питания раздельной части системы, шлюзы были заложены слишком низко и не обеспечивали требуемый подпор. Суда в основной массе не успевали пройти путь за год, а частично и разбивались на наиболее опасных порогах. Особую проблему представляло прохождение Боровичских шлюзов на Мсте. Канал содержался неудовлетворительно, сооружения быстро обветшали, фарватер был закрыт заносами. В 1718 году река Цна обошла существующий шлюз, после чего система перестала регулироваться и стала несудоходной.

26 июня 1719 года Пётр I издал указ об отдаче М. И. Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути.
В 1770-х годах были основательно расчищены Боровицкие пороги на Мсте, что позволило баркам проходить их без перевозки части товаров по суше.
Летом 1785 года Екатерина II совершила ознакомительное путешествие по водному пути. Императрица прибыла в Вышний Волочек, осмотрела каналы, наблюдала прохождение каравана через озеро Мстино, после чего на пристани Потерпелицы села на особо приготовленную для нее барку, и сопровождаемая караваном судов с ее свитой, за 10 дней доплыла до Санкт-Петербурга.
В 1780-х-1790-х годах продолжалась перестройка деревянных гидротехнических сооружений в каменные. В граните были выполнены: в 1786 году Цнинский бейшлот, Тверецкий шлюз, Дубковский бейшлот, в 1792 году Цнинский и Мстинский шлюзы, в 1794 году — Уверский бейшлот, в 1796 году — Березайский бейшлот.

ОК2
Тверецкий канал


Тверецкий канал


Цнинский канал

В 1798—1803 годах был выкопан обходящий озеро Ильмень Сиверсов канал. После этого активные работы по реконструкции системы были, в целом, окончены. В 1810-х годах были построены Келецкий и Валдайский бейшлоты, шандорный полушлюз на Цнинском канале, берега Цнинского канала получили гранитную обделку.
К 1820-м годам условия функционирования системы ухудшаются — уровень воды в водохранилищах снижается, воды не хватает для прохождения последнего каравана, все больше и больше судов остаются в Валдае на зимовку.
В 1826—1836 годах были построен Вишерский канал, призванный заменить неудачный Сиверсов канал. Это строительство было последним этапом активного развития Вышневолоцкой системы. С середины 1840-х годов внимание правительства переключается на более экономически эффективную Мариинскую водную систему, а затем — на строительство железных дорог. Все работы, производимые на системе с этого момента, ограничиваются поддержанием ее в работоспособном состоянии и небольших перестройках обветшавших гидротехнических сооружений. В конце 1890-х шлюзы системы, более уже ненужные за отсутствием транзитного движения, перестраиваются в водоспуски с лотками для пропуска леса.

В 1943—1947 годах была осуществлена очередная реконструкция Вышневолоцкой водной системы, в ходе которой был построен пятикилометровый Ново-Тверецкий канал между Вышневолоцким водохранилищем и Тверцой, подняты дамбы водохранилища, после чего его площадь увеличилась от 60 до 109 км².

Как становится понятным – до середины 19в. основными траспортными артериями являлись водные системы, в том числе и искусственные – каналы, позволяющие перемащать грузы с одной территории к другим местам, городам, рынкам потребления и торговли. И для выполнения этих целей были задействованы огромные людские силы. Так говорит официальная история. Но при численности населения Европейской части России того времени около 8 млн. человек – реально ли было это построить без механизации? Или ТИ нам чего-то недоговаривает?




Но есть более оптимистичные цифры


А Сибирь в те времена была почти безлюдна

***
Еще одно дополнение. Если смотреть на эту карту:


То мы видим не только ладожские каналы, но изображенную сухопутную дорогу.

cuneum: Каналы конечно замечательно, но хотелось бы обратить внимание на насыпь идущую параллельно каналу, оная существует и по сей день и тянется пересекая водные преграды от самого Питера до.. , далеко в общем. Вид со спутника напоминает ЖД двупутку или шоссе. Кое где сохранились столбы.

Посмотрев в гугл-картах, становится понятно что это сейчас автомобильная тарсса М18 (Муромонское шоссе):


И как странно – они имеет две насыпи примерно в том же интервале, как и на старой карте. Мы используем старую насыпь?


Tags: география, история, логистика, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments