7dogs (7dogs) wrote,
7dogs
7dogs

Categories:

Уничтоженные..Пароходство «Волготанкер»: под тенью ЮКОСа | ТЕРРА

Как 11 тысяч человек остались без работы, область потеряла многие миллиарды рублей налогов.

Источник: Территория ТЕРРЫ. Новости СамарыУничтоженные самарские заводы. №8. Пароходство «Волготанкер»: под тенью ЮКОСа


Хотя официально датой образования Волжского нефтеналивного пароходства «Волготанкер» считается 17 апреля 1938 года, когда наркомом водного транспорта СССР был подписан приказ о его создании, более чем вековая история предприятия восходит к дореволюционному картелю «Нобель-Мазут».

У истоков создания картеля стояли Людвиг и Роберт Нобели - братья ставшего знаменитым на весь мир Альфреда Нобеля, основателя Нобелевского фонда.
В 70-х годах 19-го века братья занялись добычей нефти в Азербайджане, что потребовало решения вопроса о транспортировке сырья. Так появилось «Товарищество братьев Нобель». Людвиг Нобель решил объединить наливную баржу с пароходом и спроектировал первый в мире морской самоходный танкер «Зороастр», названный в честь древнеиранского пророка огнепоклонства.

В 80-х годах фирма Нобелей открыла постоянные маршруты своих танкеров по Волге. Во всех волжских городах появились нобелевские конторы и пристани. В Самаре открылась пристань «Товарищества братьев Нобель» (ТБН), а также емкости для хранения нефтепродуктов.

Перед Первой мировой войной нефтеперевозки вышли на первое место в структуре волжских грузопотоков.
Около 70% этих транспортировок осуществляли четыре компании, и в их числе — ТБН. Эта компания первой стала возить нефть и продукты ее переработки наливом, для чего построила речные танкеры и железные наливные баржи.

В начале XX века ТБН построило первые в мире наливные теплоходы - дизельные танкеры «Сармат» и «Вандал», превосходившие танкеры-пароходы (работающие как паровозы на угле). В 1905 году был создан картель «Нобель-Мазут» («Нобмазут»), в задачи которого входило не только производство, но и переработка, транспортировка и продажа нефти.

В феврале 1918 года был издан декрет Ленина о полной национализации всех судов частных коммерческих пароходств.
В числе других перестало существовать и «Товарищество нефтяного производства «Братья Нобель».
Весь уцелевший национализованный флот Нобелей стал составной частью государственного предприятия «Волготанкер».
Некоторые из нобелевских судов проработали в составе пароходства до 60-х годов 20-го века.

17 апреля 1938 года народный комиссар водного транспорта СССР подписал приказ об организации Волжского нефтеналивного пароходства с границами от Астрахани до Рыбинска по Волге, а также по рекам Кама, Белая и Вятка.
Три месяца спустя первое в мире специализированное речное нефтеналивное пароходство получило название «Волготанкер».


В 1941 году «Волготанкер» превратил 129 своих барж в плавучие нефтехранилища для создания резерва топлива в нетрадиционных местах его хранения.
С помощью барж были созданы и запасы бензина. Волготанкеровцы перевезли в 1941 году для народного хозяйства страны и нужд армии почти 8 млн тонн грузов.

В 1942 году за самоотверженный труд и выполнение заданий по перевозке горючего для нужд Красной Армии и народного хозяйства пароходство «Волготанкер» получило на постоянное хранение переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомречфлота.

В 1945 году при управлении пароходства создается отдел восстановления флота.
Уже к сентябрю 1945 года усилиями ремонтников и аварийно-судоподъемных отрядов в строй действующих были возвращена 21 нефтебаржа из 59 потопленных и поврежденных в годы войны.

В 1949 году пароходство «Волготанкер» начало освоение перевозок сырой нефти.
В 1959 году Управление пароходства «Волготанкер» перебазировалось из Астрахани в Куйбышев, где предстояло создать мощную базу нового танкерного флота.
Компания освоила доставку нефтепродуктов не только по регионам Волжского бассейна, но и за границу – в Финляндию и ряд Средиземноморских государств.
В 1984 году «Волготанкер» перевез за одну навигацию рекордное количество нефтегрузов — 35 млн. тонн.

7 мая 1992 года конференция трудового коллектива «Волготанкера» приняла решение о приватизации пароходства.
16 декабря того же года было зарегистрировано акционерное общество «Волготанкер», а в апреле следующего года состоялось первое собрание акционеров.

ЮКОС

В апреле 1997 года в состав акционеров «Волготанкера» вошла нефтяная компания "ЮКОС".
Интерес нефтяников к пароходству был вполне понятен: после вхождения в акционеры, «ЮКОС» быстро превратился в крупнейшего грузоотправителя «Волготанкера».
К началу 1998 года в «Волготанкере» сформировались практически равноценные пакеты у трех акционеров:
- группа «Роспром-ЮКОС» контролировала порядка 30% акций,
- компании Burlington Investment Ltd принадлежало почти 21%,
- и еще 20% акций пароходства оставались в руках государства в лице Фонда имущества Самарской области.

Начало 1999 года на «Волготанкере» ознаменовалось попыткой раздела флота компании между частными акционерами.
В феврале члены совета директоров большинством голосов приняли решение о реструктуризации путем выделения активов до 25% в две судоходные компании:
- ЗАО «Волготанкер-Юг» - каспийское направление деятельности
- и ЗАО «Волготанкер-Север» - Волга и направление Северной и Западной Европы.
В «Волготанкере» должно было остаться только 49 процентов собственности.

Самарская область, для которой разделение «Волготанкера» между акционерами было чревато полной потерей контроля над крупнейшим налогоплательщиком региона и в перспективе - снижением налогооблагаемой базы, уходом как минимум части флота, вынуждена была как-то «протестовать».
После серии сложнейших переговоров областному правительству удалось убедить руководство «Волготанкера» отказаться от реструктуризации, чтобы не обострять и без того сложные отношения.

Не получилось через дверь - попробуем через окно… Но уже через несколько месяцев для региональных властей подготовили новый сюрприз.
В сентябре 1999 года «Русские инвесторы», действующие от лица «ЮКОСа», объявили о готовности выкупить 15 процентов акций пароходства на закрытом аукционе, который был назначен на 1 октября.
Одновременно РИ начали скупку акций у отдельных граждан, на руках у которых еще оставалось, по некоторым оценкам, 10-12 процентов общего количества бумаг ОАО. Акции скупались в Самаре, Уфе, Астрахани и Москве по рекордно выгодной цене - 46 рублей за одну десятикопеечную акцию.
Целью спецоперации было получение контрольного пакета акций, расчетные затраты на его получение для «ЮКОСа» составляли три миллиона долларов.

Спецоперация удалась. На начало 2000 года после скупки акций и ряда сделок с крупнейшими миноритариями «ЮКОС» стал полноценным бенефициаром пароходства.
Теперь уже 60-процентный пакет контролировала НК, 13 процентов остались у «Газинвеста», и те же самые 20 процентов акций находились в федеральной собственности (у правительства СО)

Но недолгий мир, установившийся в начале 2000 года, вскоре был нарушен. В сентябре глава ЮКОСа Михаил Ходорковский сделал сенсационное заявление: пароходство продали менеджерам «Волготанкера».
Новых владельцев акций объединило одно - тесная взаимосвязь либо с самим ЮКОСом, либо с его структурами.

В начале нулевых «обновленной» компании сопутствовал успех. К 2004 году она крупнейшим речным пароходством России.
Ее флот состоял из 353 судов общим полной грузоподъемностью в 1,2 млн тонн и обеспечивал 10 процентов экспорта темных нефтепродуктов.
Выручка за 2003 год составила 4,2 млрд рублей, чистая прибыль — 11 млн рублей. В компании трудились около 11 тысяч сотрудников. Она являлась одним из крупнейших работодателей в Самарской области.

В августе 2004 года прокуратура Самарской области завела дело на семерых руководителей «Волготанкера».
Их обвинили в создании схемы незаконного возмещения НДС за 1999-2004 годы на почти 1 млрд рублей.

В феврале 2005 года в международный розыск были объявлены покинувшие к этому времени Россию три топ-менеджера «Волготанкера».
Добиться их выдачи из Великобритании и Германии прокуратуре не удалось.

В октябре 2005 года был арестован флот «Волготанкера», а в ноябре — 74 процента акций пароходства.

В июне 2007 года ФНС подала в арбитражный суд Москвы иск о банкротстве пароходства.
К этому времени общая сумма ущерба, по версии следствия, достигла 9,5 млрд рублей.

В октябре 2007 года Самарский облсуд вынес приговор четверым экс-менеджерам «Волготанкера», оставшимся в России.
Главный бухгалтер была осуждена на 6 лет колонии, а экс-начальник самарского филиала - на 7. Еще двое получили условные сроки.

В марте 2008 года Мосарбитраж признал «Волготанкер» банкротом.
Половину акций планировало купить ОАО «Роснефть», но затем отказалось от этой идеи.
Сейчас суда и прочие активы пароходства распродались с торгов.
Конкурсные процедуры растянулись на целых 13 лет.

Так в марте 2021 года в Самаре выставили на продажу активы и имущество банкротящегося волжского нефтеналивного пароходства «Волготанкер». Соответствующее сообщение появилось на портале Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
Единым лотом за 4 миллиарда 146 млн рублей продаются 100% акций предприятия и 10 судов - нефтеперекачивающие станции, баржи, буксир-толкач, катер, пародатель, плавмастерская.

Заявки принимаются до 17 ноября, торги назначены на 18 ноября. Это уже не первая попытка продажи указанного имущества — причем, в сентябре оно выставлялось на торги за такую же цену, а в феврале – за 3 млрл 700 млн.
Как пояснил конкурсный управляющий, цена так сильно поменялась – цитата – «в зависимости от состояния рынка и экономики».

PS. По мнению опрошенных экспертов ТЕРРЫ, у региона были все шансы спасти компанию «Волготанкер» от такого печального исхода.
Областные власти в середине нулевых в лице кабинета Титова слишком «увлеклись» трендом в деле ЮКОС.
Но в отличие от федеральных коллег самарцы действовали «грубо и топорно».

ЮКОС, по большему счету, и сегодня до сих пор «жив». Почти все подразделения НК, сменив владельца и вывески, влились в структуры «Роснефти».
Добыча не прекращалась, людей не сокращали.
Увы, у самарских властей сделать тоже самое с «Волготанкером» не хватило ни мудрости, ни знаний, ни воли, ни профессионализма.


Компанию просто уничтожили: 11 тысяч человек остались без работы, область за все эти годы потеряла многие миллиарды рублей налогов.

Источники:
Агентство Федеральных Расследований. Ах, белый теплоход,
Samaratoday" ("Самара Cегодня"). "Волготанкер". Нам есть чем гордиться,
Коммерсант.
История компании "Волготанкер".Досье


Tags: "Волготанкер", Самарская область, история, транспорт, флот, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment